Лучшие практики энергосбережения в городах

Главная
О проекте
Контакты

 

Мир энергосбережения - интернет-портал

 

Бюллетень Энергосбережение в ЖКХ

Общие подходы к управлению энергией в муниципалитетах. Опыт Европы и США

Артем Харченко,
Анатолий Копец

Значительная часть деятельности в муниципалитетах имеет энергетические измерения. Некоторые виды этой деятельности отличаются в различных муниципалитетах, но большинство из них являются постоянными. Муниципалитеты осуществляют четыре свои основные функции относительно энергии: (1) потребитель энергии, (2) регулятор и инвестор, (3) стимулирующий фактор и (4) производитель и поставщик энергии.


1.1. МУНИЦИПАЛИТЕТ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ

Самой характерной для любого муниципалитета является роль потребителя энергии. Нет муниципалитетов, которые не выполняли бы этой функции. Это именно та функция, которая чаще всего связана с обязанностями муниципалитета и в связи с которой ожидаются инициатива с его стороны. Муниципалитет потребляет энергию главным образом в зданиях, которые ему принадлежат, а также посредством услуг предоставляемых населению.

Одновременно с осуществлением задачи по расширению спектра услуг и улучшению их качества, муниципалитет стремится к сокращению соответствующих расходов. Так как энергия является значительным составляющим компонентом ценообразования на большинство предоставляемых муниципалитетом услуг – транспортные, медицинские, образовательные и др., сокращение потребления энергии является основным средством сокращения расходов на услуги.

1.1.1. Типичные потребители энергии в муниципалитетах

Потребление энергии в муниципалитетах охватывает чаще всего следующие основные сферы:

здания, которые являются собственностью муниципалитета – административные центры, школы, объекты культуры, спортивные сооружения, объекты здравоохранения и социальной сферы, жилые здания (муниципальное жилье и другие жилые объекты, предоставленные для общественного пользования);

городские средства перевозок – служебные машины, автомобили для сбора мусора, транспортные средства для чистки улиц, общественный транспорт (в зависимости от его субсидирования из бюджета муниципалитета);

муниципальные услуги – уличное освещение, водоснабжение и канализация.

Основными участниками осуществления муниципалитетом своей функции потребителя энергии являются муниципальная администрация и связанные с нею потребители и контрагенты. Это: муниципальные советники, служащие муниципальной администрации, пользователи муниципальных услуг и объектов, поставщики энергии, внешние консультанты и частные фирмы, нанятые для осуществления определенных услуг, фирмы-инвесторы.

1.1.2. Возможные меры по повышению эффективности

Деятельность по сокращению энергопотребления в сфере конечного потребления энергии, которое муниципалитеты чаще всего осуществляют, проистекает из конкретных особенностей каждого населенного места. Некоторые из этих видов деятельности могут быть объединены в группы, так как они повторяются в различных муниципалитетах. Ниже перечислены некоторые примерные виды деятельности, которые встречаются в каждом муниципалитеты, независимо от конкретных условий.

Деятельность в муниципальных зданиях:

• энергетические исследования для определения потенциала экономии энергии в них;

• предпроектные исследования зданий со значительным потенциалом экономии энергии;

• разработка долгосрочных планов деятельности относительно зданий, которые находятся на территории муниципалитета.

Деятельность в области городского транспорта:

• энергетическое исследование автомобильного / электротранспортного парка муниципалитета;

• мониторинг с исчислением потребления для каждой единицы автомобильного / электрического транспорта на территории муниципалитета;

• профилактическое обслуживание транспортных средств;

• обновление автомобильного / электротранспортного парка.

Деятельность в области уличного освещения:

• энергетические исследование уличного освещения для определения потенциала для экономии энергии и улучшения качества освещения;

• разработка долгосрочных планов улучшения состояния уличного освещения;

• профилактическое обслуживание системы уличного освещения;

• мониторинг определенных пунктов системы уличного освещения для определения эффективности энергопотребления в процессе эксплуатации.

1.1.3. Ожидаемые результаты деятельности

Результаты, которые мы можем ожидать от вышеперечисленных действий, зависят от множества факторов. В некоторых муниципалитетах возможности для сокращения потребления энергии значительно ниже, чем в других. Так, например, в муниципалитетах, где на протяжении многих лет проводится политика сокращения потребления энергии, уже достигнуты определенные результаты. Вот почему, в настоящее время возможности для дополнительного сокращения потребления могут быть значительно ограничены. В муниципалитетах, где только приступают к осуществлению подобных мер, эти возможности могут оказать довольно большими. В большинстве муниципалитетов Украины потенциал энергосбережения достаточно велик. Могут ожидаться результаты, в основном, в следующих направлениях:

• экономия финансовых средств, которые могут быть использованы муниципалитетом на другие более необходимые общественные нужды, улучшая тем самым и качество энергетических услуг;

• экономия энергии, благодаря которой будет разгружена энергетическая система страны или муниципалитета (если она в некоторой степени обособлена);

• уменьшение уровня загрязнения окружающей среды (как на территории самого муниципалитета, так и в глобальном масштабе посредством ограничения выбросов парниковых газов);

• сокращение потребления энергии в муниципальных зданиях может стать примером и стимулом для подражания для других общественных и частных конечных потребителей энергии в муниципалитеты.


Примеры из европейской практики

ГОРОД ОДЕНСЕ, ДАНИЯ
(население: 180 000 жителей)

Управление энергией в муниципальных зданиях

Из-за повышения цен на топливо и энергию и неуверенности в поставках, в 1979 году муниципалитет Оденсе положил начало программы сокращения потребления энергии в муниципальных зданиях. Осуществлены следующие действия:

• сбор информации о потреблении энергии;

• определение возможностей экономии энергии в зданиях (осуществлены энергетические исследования, преимущественно, отопления);

• реализация мер по экономии энергии в зданиях посредством модификации зданий и установок;

• распространение информации среди руководящего персонала муниципалитета и остальных конечных потребителей энергии.

В период с 1981 по 1993 год инвестиции в общем объеме 10 миллионов европринесли экономию в размере 22 миллионов евро. Объем годовой экономии в настоящий момент составляет 2,3 миллиона евро. Во исполнение программы было зарегистрировано 599 зданий при наличии 2190 измерительных приборов для учета потребления тепловой энергии, воды и электроэнергии. Общая отопляемая площадь составила 96 000 м2. На протяжении 1993 года расходы на потребление энергии в этих зданиях (тепловая энергия, нефть, природный газ, электроэнергия и вода) превысили 8,5 миллионов евро, включая и постоянные пошлины. Среди зданий, за которые несет ответственность муниципалитет, были: 133 яслей и детских садов, 24 дома для пожилых людей, 36 школ, 37 спортивных центров, 7 музеев, 5 закрытых плавательных бассейнов, 1 концертный зал, 1 закрытый каток, а также административные здания и жилье.

В результате осуществления программы в 23 зданиях была введена система управления энергопотребления, а 15 из них были подключены к общему контрольному центру. В настоящее время полным ходом идет работа по введению пяти новых систем централизованного управления энергопотребления, а также электронных приборов наблюдения, анализа и контроля при большом количестве терминалов.


БЕЗАНСОН, ФРАНЦИЯ
(население: 115 000 жителей)

Дистанционное управление муниципальными жилищными зданиями

С начала 80-х годов в Безансоне систематически внедряется политика управления потреблением энергии в муниципальных жилищных зданиях. После полного энергетического исследования 400 зданий было начато осуществление первого этапа, который состоял из разработки долгосрочной программы реконструкции жилого фонда, а также наблюдения, анализа и контроля потребления (мониторинг). Задача была облегчена введением первой системы управления потреблением, которая дала возможность определить нормы потребления для каждого муниципального жилого дома в отдельности. Собранные данные позволили осуществить сравнения между отдельными зданиями в различные периоды времени, а также опубликовать годовой отчет об энергопотреблении в муниципальных жилых зданиях. На втором этапе (после 1985 года) была введена система дистанционного управления. В настоящее время через эту систему ведется наблюдение и контроль над 180 терминалами, то есть, над всеми установками в муниципальных зданиях. Таким образом, их эксплуатация была в значительной степени облегчена.

Дистанционное управление позволяет осуществить более точный контроль над сооружениями отопительных установок и более точное измерение при непрерывности цикла. Таким образом, достигается сокращение потребления энергии. Данная система помогла повысить эффективность операций по обслуживанию, так как дефекты обнаруживаются сразу. Технические сервисные службы реагируют сегодня намного быстрее и, следовательно, обеспечивают улучшенный комфорт жителей зданий.

Настройка системы дистанционного управления потребовала специального обучения соответствующих муниципальных чиновников. Таким образом, было достигнуто техническое преобразование многих их рутинных задач. Это, со своей стороны, привело к более хорошему ознакомлению с механизмами энергетического управления со стороны технического персонала и его заинтересованности, что явилось решающим фактором в достижении оптимальной эффективности системы.

Точная оценка экономии в результате установки системы дистанционного управления невозможна, так как она является всего лишь элементом целостной политики в области управления энергией и потреблением. Взятые вместе, меры, введенные в муниципальных зданиях, включая и систему дистанционного управления, привели в период с 1979 до 1993 года к экономии в объеме почти 38% от потребляемой до этого энергии. Общий объем денежной экономии за этот период составил 6,5 миллионов евро, при объеме инвестиций порядка 3,3 миллионов евро.


ШАРЛЕРУА, БЕЛЬГИЯ
(население: 207 000 жителей)

Инвестиции из третьих стран

В 1985 году в городе Щарлеруа было израсходовано более 8 миллионов евро на отопление и освещение муниципальных зданий (школ, спортивных сооружений, административных зданий). Предварительное исследование показало, что модернизация отопительного оборудования могла бы привести к сокращению расходов на энергию на одну треть. Следовательно, город должен был найти средства для необходимых инвестиций.

Использование финансовых источников из третьей страны оказалось выгодным решением. Данный метод позволил городу предоставить финансирование третьей стране, выплачивая инвестиции позднее из сэкономленных средств. Расходы муниципалитета, следовательно, были одинаковыми в абсолютном выражении. Единственной разницей было только, кому оплатить долг. Вместо того чтобы закупать топливо, муниципалитет должен был восстановить суммы инвестору. Собственность над оборудованием была передана муниципалитету сразу же после прекращения действия договора. Преимущество данной системы для города состояло в следующем:

• была создана возможность крупномасштабных действий на территории муниципалитета;

• данные масштабные действия никак не отразились на эксплуатационных расходах муниципалитета;

• данные действия не стали также причиной увеличения долгов муниципалитета по кредитам;
• выплата инвестиций из третьих стран осуществлялась за счет осуществленной экономии энергии, а не из бюджетных средств муниципалитета;

• период окупаемости инвестиций был зафиксирован как 7 лет, после чего возможные неоплаченные расходы должны были оплачиваться инвестором.

Все эти различные по своему характеру преимущества обязали муниципалитет принять это решение, и с 1986 года было начато осуществление программы в четырех этапах. В рамках данной программы было реализовано 109 проектов общей стоимостью более 6,5 миллионов евро. Наряду с этим стало возможным получение безвозмездной помощи в объеме свыше 1 миллиона евро от Валонского министерства энергетики, которое поддерживает программы администраций по энергосбережению.

Различные проекты, включенные в программу, охватили замену отопительного оборудования и старых котлов эффективными установками с традиционными системами централизованного теплоснабжения, снабженные контрольной аппаратурой; монтаж программированного регулирования отопительных сооружений в зданиях, что позволяет включать отопление в определенное время; разделение производства теплой воды для санитарных нужд; монтаж энергетически эффективного освещения, в частности, на спортивных сооружениях и др.

Объем общей годовой экономии, реализованной посредством данной программы, составляет, по предварительным данным, около 1,5 миллионам евро, т.е. 23 % от общего объема расходов на отопление и освещение всех зданий Шарлеруа, а экономия топлива достигла 33%.


БИЕЛСКО БЯЛА, ПОЛЬША
(население: 182 000 жителей)

Управление и реконструкция уличного освещения

В 1992 году муниципалитет Биелско Бяла подготовил документацию реконструкции и управления систем уличного освещения при технической помощи муниципалитета Безансон (Франция) и в сотрудничестве с муниципалитетом Сайкис (Греция). Система уличного освещения в городе охватывала 12 000 ламп мощностью 3 MW и годовым объемом потребления энергии 9,5 GWh (до реконструкции). Несмотря на то, что система уличного освещения была создана муниципалитетом, она была собственностью Польской электрической компании. Эксплуатационные расходы (обслуживание, модернизация) были оплачены из бюджета муниципалитета. Предыдущая организационная система не позволяла ни стимулировать, ни повышать энергетическую эффективность установок. Оборудование было старым, плохо обслуживаемым и морально устаревшим. Более того, способ ценообразования не предлагал никакие стимулы для рационального использования энергии.

В результате реконструкции существующей системы был сделаны некоторые улучшения, что привело к значительной экономии:

• В качестве первого шага, договор, связывающий город с Польской электрической компанией, был пересмотрен, были проведены новые переговоры, целью которых было отделение обслуживания от тарифов на энергию. На этой основе были разработаны два, отличающихся друг от друга, метода ценообразования, которые учитывают разницу между дневным и ночным потреблением энергии. Только это привело к годовой экономии в размере 52 000 евро.

• Компьютеризированная система управления потреблением обеспечила значительно лучшие условия для наблюдения и контроля и создала возможности быстрого обнаружения любых поломок. Система привела к экономии в размере 4300 евро с 1993 года до настоящего времени. Общая инвентаризация системы, в которую была введена компьютерная база данных, должна была повысить ее эффективность.

• Был разработан 10-летний план модернизации, который был рассчитан в основном на постепенную установку энергосберегающих осветительных приборов. Таким образом, установочная мощность должна снизиться до 1,34 MW, т.е. на половину от мощности до начала введения программы.

Еще в 1993 году замена 2500 уличных ламп привела к сокращению потребления энергии на 55%, т.е. было сэкономлено 36 000 евро, а установочная мощность была снижена с 469 до 211 kW. Более того, новые лампы значительно более мощны и способствуют, таким образом, улучшению качества жизни жильцов.

САБАДЕЛ, ИСПАНИЯ
(население: 214 000 жителей)

Улучшение уличного освещения

За последние 10 лет в Сабаделе приняты меры по полной реконструкции системы уличного освещения. Был осуществлен ряд мер по совершенствованию данной системы, которые привели к значительному улучшению качества освещения и самой системы.

• Были заменены уличные лампы на более эффективные; количество освещенных пунктов был сокращен на 50%, доля ламп с низким уровнем потребления увеличилась в 8 раз и в настоящее время составляет 82% всего осветительного оборудования.

• Введена система превентивного обслуживания уличного освещения.

За истекшие 10 лет общий уровень освещения повысился на 60%, в то время как потребление энергии возросло только на 23%. После 1983 года муниципальный совет разработал план реконструкции системы освещения всего города, который включал в себя три основные цели:

• Улучшение качества освещения – за 10 лет достигнуто улучшение на 30%;

• Сокращение эксплуатационных расходов – за 10 лет достигнуто сокращение постоянных расходов на 46%;

• Поддержание соответствующего уровня освещения – за 10 лет достигнуто улучшение на 60%.

В течение первых двух лет усилия были сосредоточены на определение тех установок, которые подлежали замене, а также на улучшение системы обслуживания посредством разработки программы профилактического обслуживания. Все улучшения, достигнутые за последние годы, относились к существующему оборудованию – его обслуживанию и эксплуатации и отчасти к новому оборудованию. Несмотря на то, что различные меры привели к увеличению расходов на обслуживание, общий объем расходов балансировал в зависимости от продления жизненного цикла сооружений, сокращения количества поломок и рационального использования энергии. Так, например, потребление возросло на 30%, вопреки тому, что количество ламп увеличилось на 46%.

Программа оптимизации уличного освещения была удостоена в 1991 году награды ДЕЛЬТА за экономию энергии. Сабадел является единственным испанским городом, удостоенным данной наградой.


1.2. МУНИЦИПАЛИТЕТ КАК РЕГУЛЯТОР И ИНВЕСТОР

Посредством многих своих действий муниципалитет выполняет функцию регулятора и инвестора. Так, например, планирование землепользования и организация транспортной системы входят в обязанности муниципалитета. Ряд стратегических решений, связанных с благоустройством города, а также многочисленные другие решения, имеют прямое влияние на будущее потребление энергии жителями и различными экономическими агентами на территории муниципалитета.

1.2.1. Области воздействия и участники

Роль регулятора и инвестора проявляется чаще всего в следующих областях деятельности муниципалитета:

• при разработке планов развития, которые определяют основную структуру городов и прилегающих к ним территорий;

• при обособлении или совмещении различных функциональных зон в общественной местности – для жилья, для труда, для отдыха;
• при разработке и реализации транспортных схем и программ и всей транспортной политики на территории муниципалитета;

• при разработке градостроительных планов (новые или модернизированные старые) для целых сел или их отдельных районов;

• при составлении рекомендаций по строительным стандартам (например, ориентировка зданий, теплотехнические требования к ним, пассивное использование солнечной энергии и т.д.); при утверждении местных строительных правил и норм;
• при формировании и претворении в жизнь политики относительно местных налогов и тарифов;

• при обособлении и развитии полноценных микрорайонов в рамках сел, чем способствует сокращению зависимости от транспортных средств;

При принятии решений в вышеперечисленных областях обычно соблюдаются различные градостроительные нормы и в большинстве случаев не учитываются энергетические последствия.

Участники этих мер в большей своей части не являются представителями энергетического сектора. Чаще всего, они:

• советники и муниципальные служащие сферы «Архитектура/градостроительство и благоустройство» муниципальной администрации;
• инвестиционные фирмы и инвесторы в жилищное имущество;
• архитекторы, градостроители, инженерно-строительные специалисты и другие;
• фирмы, обслуживающие городской, внегородской и региональный транспорт;
• общества и ассоциации собственников жилья, защитников окружающей среды и др.;
• все население города, от которого требуется изменить свои навыки.

Для создания условий для более углубленного учета энергетических факторов при принятии решений, муниципалитет должен подготовить соответствующим образом своих специалистов и руководителей, знакомя их с дополнительными возможностями внедрения мер энергетической эффективности.


1.2.2. Возможные меры воздействия

При наличии подходящего объема и возможностей, муниципалитет также может планировать осуществление различных важных мероприятий, которые существенно будут влиять на эффективность энергопотребления на своей территории. В своем качестве инвестора и регулятора муниципалитет чаще всего воздействует посредством следующих основных мер:

• направление усилий на расширение и улучшение предложенных муниципалитетом услуг и снижение цен на них;

• оценка различных сценариев развития энергетических сетей;
• оценка воздействия различных сценариев по благоустройству и в области транспорта на потребление энергии и уровень выброса вредных веществ;

• использование энергетической эффективности и предотвращение выброса вредных веществ как основной критерий оценки проектов муниципалитета;

• поиск подходящих комбинаций градостроительных функций (жилье, рабочие места, отдых) с целью сокращения необходимости использования транспорта;

• убеждение людей не использовать частный транспорт, введение пешеходных зон, зон ограничений скорости и т.д.; направляет людей на использование общественного транспорта при повышении качества услуг;
• помощь при переходе от одного вида транспорта к другому (поезд – трамвай – автобус – велосипед – пешком); облегчает и обеспечивает безопасность использования велосипедов, мопедов и др.;
• создание возможностей перезаправки транспортных средств электроэнергией или газом;
• поддержка создания биоклиматической архитектуры, пассивного и активного использования солнечной энергии в зданиях и районах и использование экологически чистых энергетических источников.

1.2.3. Ожидаемые результаты воздействия

Результатами вышеперечисленных мер чаще всего являются:

• экономия финансовых средств в результате сокращения потребления энергии на транспорте;

• улучшение качества жизни в городах посредством улучшения управления жизненным пространством;

• уменьшение загрязнения воздуха;

• положительные изменения в поведении специалистов по градостроительству и благоустройству;
• повышение занятости и поддержка промышленности для более эффективного использования энергии;

• осуществление экономии энергии в зданиях;
• создание систем улучшенной энергетической эффективности.


Примеры из европейской практики

МАНГЕЙМ, ГЕРМАНИЯ
(Население: 326 000 жителей)

Планирование энергопотребления

В 1983 году муниципальная энергетическая компания Мангейма разработала концепцию расширения энергоснабжения в городе. С тех пор данная концепция постоянно модернизируется. Данная система считается примером для следования в Европейском союзе в области общего управления энергией в городах. Кроме этого, она представляет собой и основу успеха Мангейма на рынке тепловой энергии. Главной частью данной концепции является воспринятое зональное планирование, при котором для удовлетворения энергетических нужд используется одна единственная форма энергии (кроме электроэнергии). Путем определения зон, которые преимущественно будут снабжаться газом или будут иметь централизованное теплоснабжение, стало возможным сосредоточение всех усилий на расширение соответствующих систем. Это, со своей стороны, привело к повышению экономической эффективности энергетических систем.

На протяжении этого периода 120 000 квартир Мангейма были присоединены к системе и, таким образом, отапливались при сокращенном уровне вредных выбросов. Это относится к 80% муниципального жилья, в то время как средний показатель по стране – 50%. Централизованное теплоснабжение, обеспеченное комбинированным производством, составляет 43% от рынка тепловой энергии для хозяйственных нужд. После него следует отопление с газом, которое составляет 32% рынка. Электроэнергия используется для отопления только в 4% хозяйств, а оставшаяся часть использует нефть и уголь. Качество воздуха в Мангейме непрерывно улучшается благодаря данному принятому методу объединения потребителей при распределении энергии через систему, вместо повышения цен на услуги.

МАРТИНИ, ШВЕЙЦАРИЯ
(Население: 13 500 жителей)

Управление потреблением энергии посредством диалога между поставщиками энергии и потребителями

Для достижения лучшего возвращения инвестиций, направленных в сеть транспортировки тепла и газа, муниципалитет Мартини решил инвестировать в своих клиентов, для того, чтобы те потребляли рациональнее энергию. Было осуществлено энергетическое исследование 450 отданных в аренду или используемых в коммерческих целях зданий, связанных с городской сетью газоснабжения или централизованным теплоснабжением. Потребление газа в зданиях, в которых было осуществлено исследование, составляет, в общем, 80 млн. kWh, что эквивалентно 8 000 тоннам жидкого топлива. Был произведен анализ потребления энергии в зданиях, и результаты данного анализа отражены в кратком докладе, в котором были указаны (для каждого здания отдельно) период исследования, метеорологические условия и энергетические показатели за последние три года со справочной стоимостью (предельная стоимость и целевая стоимость). Эти цены для каждого здания в отдельности были обсуждены с комендантом здания и инженером-теплотехником.

Второй этап включал посещение установок вместе с инженером-теплотехником и комендантом соответствующего здания. Данные посещения позволили устранить ненужные энергопотребляющие услуги, как, например, включенное отопление летом, насосы, бесцельно работающие, чрезмерно высокие температуры. Это помогло и в обнаружении случаев высокого уровня потребления энергии из-за недостаточного знания установок со стороны ответственного за эксплуатацию и персонала. Самой распространенной проблемой, однако, было недопустимое расширение котлов, что приводило к большим потерям, особенно в случае котлов, связанных с газовой системой.

В добавлении к сокращению вредного влияния на город (что трудно себе представить в количественных показателях) и сокращению импорта топлива, введенная таким способом квалифицированная эксплуатация позволила распределительной компании располагать большей запасной мощностью (примерно, 2 MW) для компенсации или даже устранения необходимости установки нового котла для теплоцентрали. Коменданты зданий приобрели новые знания, особенно в области оптимизации использования установок. Инженеры-теплотехники имели возможность видеть эффект (положительный или отрицательный) предыдущих действий и, таким образом, предложить новые, более эффективные технологии своим клиентам.


РЕН, ФРАНЦИЯ
(Население: 205 000 жителей)

Благоустройство и управление энергией

Еще в 1981 году руководство муниципалитета Рен начало обдумывать введение управления энергией при строительстве новых жилых комплексов. В этом отношении, зона со смешанным жилищным строительством Коетлогон (130 домов) была выбрана для осуществления проекта-пилота. Еще при проектировании ударение было сделано на комплексном подходе, который объединяет проблемы связанные с благоустройством, а также архитектурные и энергетические проблемы. С этой целью были осуществлены эксперименты с солнечным обогревом макетов, была изучена биоклиматическая архитектура с низкими энергетическими потерями и было подобрано энергетическое оборудование, согласно эксплуатационным параметрам, потенциалу для достижения экономии и возможностям перехода на газовое снабжение.

Проект был осуществлен в тесном сотрудничестве между муниципалитетом, агентствами по управлению муниципальным жильем, архитекторами и инженерно-техническими службами. Различные сохраненные технологии были подвержены дополнительной разработке как единое целое, для того, чтобы достичь удовлетворительного равновесия между градостроительными и экономическими ограничениями и целей энергосбережения. Агентства по управлению муниципальным жилым фондом выбрали решения, основанные прежде всего на изоляции жилья, индивидуальном регулировании температур в отдельных помещениях, двойном объеме в больших домах, конвекторах с электронным управлением и строительстве закрытых террас. Дополнительные расходы по монтажу данного оборудования были оправданы, так как они составляли 4% от общих строительных расходов. Эти разницы взяли на себя агенства по управлению муниципальной недвижимостью общин.
На сегодняшний день результаты этих действий удовлетворительны, так как реальное потребление энергии в муниципальных домах построенного комплекса в Коетлогон ниже, чем в традиционных жилых зданиях, которые в меньшей степени оборудованы системами энергетической эффективности.

Изучение общественного мнения, осуществленное городской администрацией, показало, что установки были хорошо восприняты жильцами. Так, например, 70% потребителей заявили, что они, в общих чертах, довольны отопительной системой. Эта цифра варьирует в зависимости от типа оборудования. Программы дневного контроля, использование естественного освещения и закрытые террасы, также встретили одобрение, несмотря на то, что комфортабельность последних оценивается в зависимости от сезона.

ФУНЧАЛ, ПОРТУГАЛИЯ
(Население: 123 000 жителей)

Общественный транспорт

В 1992 году муниципалитет Фунчал занялся разработкой углубленной стратегии сокращения загруженности движения транспорта в центре города. Конечной целью данной разработки было осуществление интегрального планирования для обеспечения удовлетворительного баланса между транспортными нуждами и качеством жизни. Энергетическое измерение явилось важной составной частью с двух точек зрения: сокращение потребления посредством мероприятий относительно самого транспорта и улучшение качества жизни посредством сокращения выбросов вредных веществ.

Данная задача автоматически «включила себя» в качестве участника конкурса, организованного Главным энергетическим управлением Европейской комиссии, на тему «Комплексное энергетическое планирование на региональном и городском уровне». В конкурсе принимали участие, также, города Безансон (Франция) и Оденсе (Дания). Первый этап состоял из сбора информации о транспорте в историческом центре Фунчал. Исследования такого рода не проводились в прошлом, и муниципальные власти располагали только поверхностной информацией. Разработанные в городах Безансон и Оденсе методики оказались полезными для данного этапа. Сбором данных было обеспечено предоставление информации о количестве, частоте и географической направленности движения, о видах транспорта (частные транспортные средства, автобусы, грузовики, мотоциклы), об их скорости, о потреблении энергии, о выбросах вредных веществ и об акустическом воздействии. Измерения зарегистрировали точную информацию о движении. В результате было вычислено, что 15% регионального потребления энергии в транспортном секторе было сконцентрировано в центре Фунчал, а транспортный объем удвоился по сравнению с 1985 годом.

Сбор этих данных позволил перейти ко второй фазе проекта. Были разработаны три сценария на период до 2000 года с различным уровнем воздействия на потребление энергии:

• сценарий, названный «тенденцией», который не предусматривал осуществление конкретных мер;

• сценарий под названием «общественный транспорт», который отдавал предпочтение автобусному транспорту, а не частному;

• сценарий под названием «зонирование», который был построен на гипотетичном случае и при котором доступ транспортных средств к историческому центру города ограничивался, преимущество отдавалось пешеходам.

На основе результатов исследования были составлены некоторые рекомендации, которые должны были создать условия для понижения уровня потребления энергии, сокращения загрязнения окружающей среды и избежания пробок в центре города:

• реорганизация транспортного плана путем отклонения транспортного потока из центра к периферии города;

• реорганизация городского пространства в пользу общественных перевозок;

• улучшение координации между различными транспортными системами (региональными и муниципальными, общественными и частными);

• распространение соответствующей информации среди населения.

Муниципалитет уже предпринял меры по сценарию «зонирование», в том числе развитие пешеходных зон и остановка движения транспорта по некоторым улицам города.

1.3. МУНИЦИПАЛИТЕТ КАК ИСТОЧНИК МОТИВАЦИИ

Хозяйства, фирмы, производственные предприятия, администрация, в том числе и муниципальная, являются конечными потребителями энергии. Именно их поведение определяет общий уровень энергетической эффективности муниципалитета. В то же время, их решения по данным вопросам не подпадают под прямой контроль муниципалитета (кроме тех, которые принадлежат муниципальной администрации).

Муниципалитет обладает косвенными возможностями для воздействия на поведение потребителей энергии. Он в состоянии заинтересовать или ограничить, награждать их или применять в их отношении санкции, - одним словом, мотивировать их поведение.

Существуют разнообразные формы и способы воздействия на конечных потребителей энергии с целью сознательного сокращения ее потребления. Цены являются только одним из таких инструментов, но муниципалитеты могли бы найти и другие. Различные соревнования, специальные целевые награды, присуждение соответствующих почетных званий, являются только частью используемых в европейских странах средств для поддержания политики экономии энергии посредством изменений в поведении потребителей.


1.3.1. Области воздействия и участники

Мотивирующая функция муниципалитета проявляется в различных сферах влияния. Чаще всего, это:

• отопление и кондиционирование воздуха в зданиях;

• освещение жилых и рабочих помещений;

• использование домашних электроприборов и компьютеров в быту и на работе;

• способы использования городского и межгородского транспорта или личных моторных и безмоторных транспортных средств;

• разнообразие технологических процессов;

• утилизация отходов.

Мотивирующая функция муниципалитета направлена на конечного потребителя энергии. Она, однако, осуществляется при тесном взаимодействии с различными участниками процесса «производства – транспортировки – распределения - потребления» энергии. Это, прежде всего:

• конечные потребители – хозяйства и в нарастающей степени отдельные их члены, торговые агенты, банки, школы и университеты, административные учреждения, больницы, промышленные предприятия, фирмы коммунально-бытовых услуг, транспортные фирмы;

• посредники – различные объединения (жилищные ассоциации, транспортные ассоциации, муниципальные центры и т.д.), профсоюзные и профессиональные объединения, неправительственные организации;

• региональные и национальные агентства по управлению энергией, энергетические фирмы.

1.3.2. Возможные мероприятия воздействия

Мотивирующее воздействие муниципалитета может быть осуществлено различными способами. Самыми характерными из них являются:

• распространение информации и программ для повышения общественного интереса посредством: открытия информационных бюро по вопросам энергии (доступные для частных лиц и фирм), распространения вспомогательной литературы об энергетической эффективности в зданиях и на транспорте, издания муниципальных бюллетеней по проблемам энергетической эффективности, реализации демонстрационных проектов в качестве примеров успешного выполнения муниципалитетом и частными лицами мер по реализации экономии энергии, образовательной деятельности в школах и высших учебных заведениях, консультативного содействия для обеспечения технической и финансовой помощи;

• введение стимулов для: более широкого применения энергетических исследований, строительства энергетически эффективных зданий, реконструкции существующих зданий для улучшения их тепловых параметров, использования эффективных осветительных приборов, использования городского транспорта и безмоторных транспортных средств, восприятия поведения, которое ведет к уменьшению потребления энергии, рационального использования воды;

• совместные мероприятия ведущих сил муниципалитета с целью: фокусировки информации на цели муниципалитета; осуществления консультаций на максимально широкой основе; обеспечения широкого участия в разработке целостной энергетической политики; поддержки распространения информации о достигнутых результатах; развития сети клубов потребителей энергии по категориям потребителей.

Мощными рычагами осуществления мотивирующей функции муниципалитета являются местные налоги, тарифы и программы поддержки.

Местные налоги и тарифы могут использовать как для ограничения нежелательного поведения, так и для поддержки общественно-полезной деятельности. С их помощью можно оказать влияние на способы строительства новых зданий и на формы реконструкции существующих, на использование возобновляемых энергетических источников, на формы сбора твердых бытовых отходов и т.д.

Программы поддержки могут базироваться на материальных и моральных стимулах. Многочисленные успешные примеры из иностранной практики могут послужить богатым источником идей для Болгарии.


1.3.3. Ожидаемые результаты воздействия

Вследствие осуществления мотивирующих мероприятий можно ожидать реальные результаты в области экономии энергии и сокращения выброса вредных отходов. Наряду с ними могут быть достигнуты:

• делегирование ответственности за осуществление муниципалитетом мероприятий на других участников (например, на клубы потребителей энергии, неправительственные организации, местные агентства и центры энергетической эффективности);

• изменение в поведении частных субъектов – участников (хозяйств, предприятий);
• повышение роли предпринятых муниципалитетом мер путем организации общественных дискуссий;

• повышение жизнеспособности всех системы муниципалитета, которые связаны с энергопотреблением (например, уличного освещения, городского транспорта).

Примеры из европейской практики

Лестер, Великобритания
(Население: 280 000 жителей)

Введение стимулов для экономии энергии

Кроме мер по сокращению собственного потребления энергии, муниципалитет Лестер проводит и политику, направленную на распространение информации и повышение общественного сознания широкой общественности. Данная деятельность включает два основных направления – консультативная помощь и стимулы. В городе открыт «Консультативный центр по проблемам энергии», который предоставляет отдельным гражданам различные виды услуг: информацию, консультативную помощь, экспертную помощь, проведение исследований. Для того чтобы справиться со своими обязанностями в этой области, многие муниципальные служащие прошли курс обучения по оказанию консультативной помощи по энергетическим вопросам. Меры по повышению общественного сознания охватили и местных специалистов из строительного сектора. Жители были ориентированы к изменению своего поведения в рамках программы «Сбережем энергию в доме». Используя недельную целевую норму, они сами могли проследить за потреблением энергии в своих домах и сократили данное потребление посредством простых энергосберегающих мер.

Второе направление муниципальной политики было ориентировано на то, чтобы подтолкнуть потребителей – представителей жилых зданий и мелкого бизнеса, - к принятию мер энергетической эффективности посредством безвозмездной помощи, оказанной городской администрацией. Так, например, люди, которые пожелали сделать изменения в сторону улучшения в своих домах или в служебных помещениях с целью сэкономить энергию, смогли воспользоваться различной помощью, независимо от того, были ли они собственниками данных квартир или квартиросъемщиками. Были организованы и рекламные кампании, которые информировали население о существовании подобного рода помощи, а также помощи, предложенной со стороны правительства. Наряду с перечисленными мероприятиями, городские власти в сотрудничестве с местной ассоциацией по охране окружающей среды, начали осуществление программы, которая предлагала более низкие цены на некоторые виды эффективных энергетических приборов и установок (компактные флуоресцентные или низковольтные лампы).


БРЕМЕН, ГЕРМАНИЯ
(Население: 560 000 жителей)

Кампания по введению компактных флуоресцентных ламп в хозяйствах

Экономичные компактные флуоресцентные лампы стали достаточно популярными за последние годы из-за своей экономической и энергетической эффективности. Вопреки этому, до настоящего времени флуоресцентные лампы составляют всего лишь 5% от общего количества осветительных приборов в жилом секторе Германии. По этой причине «Штадтверке Бремен А.Г.», одна из самых крупных фирм Германии поставляющих энергию, организовала кампанию, совместно с производителями «ОСРАМ», «ФИЛИПС» и «СИЛЬВАНИЯ» и торговой розничной сетью «Норт Сии». Целью кампании явилось повышение объема продаж компактных флуоресцентных ламп. Под девизом «Используемый ватт – сбереженный ватт». В кампании мог принять участие каждый житель города. Было распределено полмиллиона купонов, через которые предлагались скидки по 2,5 евро на каждую купленную компактную флуоресцентную лампу. Средний уровень экономии достиг 50 KW на каждую лампу, что, со своей стороны ведет к сокращению потребления энергии на 12,5 млн. KWh и экономии CO2 в размере 10000 т для жизненного цикла лампы (примерно 8000 часов). Общие расходы кампании достигли 165 000 евро. Производители компактных флуоресцентных ламп участвовали в рекламной кампании с суммой в 50 000 евро, а также персоналом для осуществления акции, расходы на содержание которого составили 37 000 евро.

Себестоимость каждого сэкономленного киловатта составила 0,0135 евро, что ниже тарифа на электроэнергию для частных хозяйств и даже ниже по сравнению с экономией энергии в местных электростанциях. Сотрудничество с производителями «ОСРАМ», «ФИЛИПС» и «СИЛЬВАНИЯ», а также с розничной торговой сетью, оказалось конструктивным. Именно по этой причине кампания «Используемый ватт – сбереженный ватт» считается успешным начинанием в области сочетания экономии энергии, обслуживания клиентов и охраны окружающей среды со стороны муниципальной фирмы поставляющей энергию, совместно с ее партнерами на энергетическом рынке.


САЙКИС, ГРЕЦИЯ
(Население: 37 000 жителей)

Биоклиматическая архитектура

Город Сайкис, в сотрудничестве с Солунским университетом, подготовил руководство по биоклиматической архитектуре. Данная инициатива была осуществлена на основе долгосрочных наблюдений. Преимущество Сайкиса состоит в том, что имеет в среднем в году 2555 солнечных часов. Это дало возможность использовать солнечную энергию в общественных и частных домах. Вмешательство в архитектурное оформление зданий, с целью получения максимальной выгоды, оказалось экономически эффективным шагом. Дополнительный толчок дало принятие (в 1979 году) закона об экономии энергии, который выдвинул дополнительные требования при использовании некоторых изоляционных материалов.

Для повышения эффективности данной национальной политики, город Сайкис приступил к модернизации существующих жилых зданий и начал подготовку руководства по биоклиматической архитектуре. Данное руководство имело своей целью изложить некоторые простые принципы, которые могли бы найти применение в строительной индустрии. На передний план были выведены различные точки зрения, - градостроительные решения, архитектура новых зданий и реконструкция существующих. Относительно градостроительного планирования было рассмотрено несколько факторов:

• необходимость хорошего знания города, его рельефа, климата и плотности строений как основная предпосылка для ограничения энергетических расходов в процессе эксплуатации зданий;

• необходимость учета направления транспортных артерий и параметров зданий (главное. их высота);

• роль озеленения – вечнозеленые насаждения по северной оси оказались полезными для изоляции, тогда как насаждения хвойных деревьев в южном направлении пропускали зимой лучи света;

При строительстве новых зданий были приняты во внимание следующие архитектурные соображения:

• ориентация зданий, препятствия на пути солнечных лучей и застекленные поверхности;

• температура, растительность, скорость и направление ветра;

• плохая изоляция больших застекленных поверхностей, которые могут стать причинами больших тепловых потерь;

Улучшения, которые должно были осуществленны в существующих зданиях, относились преимущественно к:

• уплотнению окон и форточек:

• количеству открытых ниш по фасадам (иногда, плохо ориентированные), которые необходимо сократить, по возможности;

• общей изоляции зданий, которая отсутствовала в некоторых местах.

Посредством внедрения данных мер, ожидалось достижение более эффективного использования солнечного света. Предусматривалось, что соблюдение этих принципов будет сопровождаться установкой солнечных датчиков и батарей, которые должны обеспечить хорошее использование энергии в зданиях и послужить источником для получения теплой воды для бытовых нужд и для кондиционирования воздуха. Изложенные в руководстве принципы были успешно применены при разработке планов по благоустройству города и при строительстве нескольких зданий.


1.4. МУНИЦИПАЛИТЕТ КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И ПОСТАВЩИК ЭНЕРГИИ

Роль муниципалитета как производителя и поставщика энергии состоит в обеспечении необходимой энергией жителей города и хозяйственных единиц. Данная функция выполняется по-разному в разных муниципалитетах. В странах с развитой сетью централизованного энергетического обслуживания муниципалитеты имеют скромную возможность влияния на производство, транспортировку и распределение энергии. В некоторых других случаях, на ограниченных территориях существует закрытый цикл «производство – транспортировка – распределение – потребление» энергии. Во многих случаях хотя бы часть тепловой и электроэнергии может производиться в самом муниципалитеты. В Европе ситуация в данной области отличается. Некоторые города играют ведущую роль относительно данной функции, а другие имеют только ограниченные возможности или же эти возможности отсутствуют.

1.4.1. Области проявления и участники

Муниципалитеты осуществляют свои функции производителя и поставщика энергии посредством мероприятий в следующих областях:

• производство тепловой и электроэнергии, а иногда и энергии для охлаждения;

• использование возобновляемых источников энергии;

• использование городских бытовых отходов в качестве сырья для производства энергии;

• транспортировка и распределение энергии конечным потребителям.

При осуществлении данной функции муниципалитет взаимодействует с различными участниками, среди которых самыми характерными являются:

• муниципальные советники и служащие муниципальной администрации;

• местные уполномоченные фирмы (например, такие, которые получили концессию на теплоснабжение или которые имеют договор с муниципалитетом о предоставлении энергетических услуг и ведении тепловой бухгалтерии) и муниципальные фирмы по поставке энергии;

• Общественные и частные, региональные и национальные электрические и газовые компании;

В данном процессе муниципалитет сотрудничает с:

• местными потребителями энергии и участниками экономической сферы;

• финансовыми организациями;

• национальной и региональной администрацией.


1.4.2. Возможные мероприятия по повышению энергоэффективности

При осуществлении данной основной функции муниципалитет оптимизирует процессы производства, транспортировки и распределения энергии среди конечных потребителей посредством следующих основных видов деятельности:
• в области производства энергии: энергетические исследования установок, предпроектные исследования, повышение производительности установок и сокращение вредного воздействия на окружающую среду, выбор энергетических источников в зависимости от их экономической, социальной и политической пригодности, использование возобновляемых энергетических источников (например, дрова, солнечная энергия, ветряная и водяная энергия), развитие системы производства энергии с комбинированным циклом и поддержка некоторых потребителей в самостоятельном производстве энергии, эффективное использование городских отходов, настройка производства для регулирования конечного потребления;
• в области энергоснабжения и распределения: энергетические исследования установок, улучшение эффективности ветвей распределения тепловой энергии и воды, подписание договоров об эксплуатации (например, о распределении природного газа и электроэнергии), которые идут на пользу муниципалитету и его жителям, разработка упрощенной системы измерения потребления и определения сумм долга для того, чтобы потребитель сам мог контролировать уровень потребления, предоставление своевременной информацией о потреблении энергии в городе по видам приложений, видам потребителей и групп потребителей, интегральное планирование ресурсов энергетической сети, оптимизация инфраструктуры системы для избежания необходимости в излишних расходах при инвестициях;
• в области потребления: стремление к сокращению потребления на душу населения, по видам услуг или фирмам (без ущерба для качества) и принятие мер для достижения этого (например, посредством управления энергией в сфере потребления), настройка производства и поставки согласно конечному потреблению энергии (планирование с минимальными расходами), рассмотрение потребления как нераздельной составной частью общей политики производства и распределения энергии.


1.4.3. Ожидаемые результаты деятельности

В результате выполнения муниципалитетом этой основной функции, можно ожидать следующие результаты:

• достижение высокого уровня автономности в энергетической области;

• реализация экономии топлива;

• развитие местного производства энергии;

• расширение использования местных и возобновляемых энергетических источников;

• сокращение использования источников, загрязняющих окружающую среду;
• обеспечение более высокого качества услуг для жителей и экономических агентов и более низкие цены;

• получение экономии от инвестиций в энергетической сфере;

• производство энергии из отходов;

• повышение занятости населения муниципалитета.


Примеры из европейской практики

АМСТЕРДАМ, ГОЛЛАНДИЯ
(Население: 700 000 жителей)

Децентрализованные станции с комбинированным циклом

В 1988 году муниципалитет Амстердам начал осуществление программы распространения децентрализованных мощностей с комбинированным циклом. Осуществление программы было возложено на муниципальную энергетическую фирму «Энергибедриф Амстердам». Целостная политика муниципалитета предусматривала производство тепловой энергии комбинированным циклом, а также использование тепловых потерь системы центрального теплоснабжения близлежащих электростанций. Эти меры были предприняты из экономических и экологических соображений, с учетом местного потенциала производства энергии – 160 MW электроэнергии (MWe). Произведенная на месте электроэнергия подавалась в сеть, которая является собственностью «Энергибедриф Амстердам», тогда как тепловая энергия использовалась на местах административными зданиями муниципального совета, больницами, гостиницами и другими зданиями с высоким уровнем потребления энергии. Перспективы развития промышленности в Амстердаме относительно слабые.

Целью «Энергибедриф Амстердам» было достижение децентрализованного производства 80 MWe до 2000 года. В 1994 году 20 MWe было произведено в 20 мелких установок со средней мощностью 900 kW (гамма: от 190 до 6760 kW). Остальные 16 проектов с общей мощностью 15 MWe находились в процессе строительства. Экономия энергии достигала 30%, а экономическая жизнедеятельность мероприятия уже доказана. Существующие и вновь построенные здания будут оборудованы комбинированным циклом и центральным теплоснабжением при условии, что они расположены в районах, где будет гарантирован возврат вложенных капитальных инвестиций.

В дополнении к установкам «Энергибедриф Амстердам», некоторые организации работают самостоятельно и потребляют произведенную им же тепло и электроэнергию. Эти частные установки в Амстердаме производят 86 MWe. Город располагает заводом по переработке отходов мощностью 80 MW и произведенная там энергия распределяется через муниципальную систему. В общем, децентрализованное производство энергии обеспечивает 20% нужд города.

Брешия, Италия
(Население: 206 700 жителей)

Программа сокращения потребления энергии

Город Брешия занимает особое место в производстве и распределении энергии, в основном, из-за деятельности муниципальной фирмы «Ациенда Сервизи Муниципалицати» (АСМ). Фирма ответственна за производство, транспортировку и распределение электроэнергии и тепловой энергии, распределение природного газа и воды, обслуживание уличного освещения и светофоров, управление систем общественного транспорта, а также за уборку и обработку мусора. Вертикальная интеграция (наблюдение, анализ и контроль за деятельность – от производства до распределения) способствовала успеху программ, направленных на сокращение потребления энергии и программ управления энергией.

Производимая АСМ энергия удовлетворяет половину энергетических нужд города. В 1993 году это производство достигло 334 000 тонн условного топлива. Производство электроэнергии было значительным (790 GWh), прямое или комбинированное с производством теплоэнергии, что позволяло городу удовлетворять свои нужды в энергии. Более того, комбинированное производство позволило реализовать значительную экономию в объеме 44 460 тонн условного топлива в 1993 году, чем было обеспечено отопление свыше 25 млн. куб. метров общественных и частных зданий. Это равно 71 000 домов, т.е. половине муниципальных жилых домов в городе. Эта технология дала возможность удовлетворить 50% нужд в электроэнергии и 50% нужд в отоплении. Ожидается рост этих показателей в результате установки новой турбины мощностью 4,38 MW.

Муниципальная система распределения сильно разветвлена, особенно в теплоснабжении. Установка в Брешие составляет 40% всех систем теплоснабжения в Италии. В рамках своих обязательств поставщика, АСМ разработала план сокращения энергетических потерь. В результате этого, совершенствование системы транспортировки способствовало сокращению потерь на 4,8% и привело к экономии в объеме 8300 тонн условного топлива в 1993 году.

Система бытового газоснабжения была улучшена на основе программы экономии энергии, что дало в 1993 году экономию в объеме 2260 тонн условного топлива. Это улучшение стало возможным благодаря проведению двух дополнительных мероприятий: была модернизирована сеть и введены рационализаторские предложения в связи с реконструкцией при создании системы централизованного теплоснабжения. Были приложены большие усилия для соответствующего обслуживания системы.

Осуществление программы сокращения потребления энергии принесло городу в 1993 году экономию в объеме 55 тонн условного топлива, что эквивалентно 16% всего объема производства АСМ.

МЕЛОУ, ИРЛАНДИЯ
(Население: 8500 жителей)

Развитие использования возобновляемых энергетических источников

В отличие от большинства своих коллег в Европе, местные власти Ирландии имеют меньше автономных обязательств. Несмотря на это, некоторые из них проводят динамичную энергетическую политику, одной из целей которых является ограничение их зависимости от национальной энергетической компании. Одним из таких примеров является область Корк, расположенная в юго-восточной части Ирландии, которая использует технический опыт входящих в нее городов для разработки проектов местного производства энергии.

Около 15 лет область Корк работает совместно с муниципалитетом Мелоу по использованию геотермальной энергии одного источника, расположенного в восточной части Мелоу. Часть этого ресурса используется для подогрева воды в плавательном бассейне Мелоу через термонасос. На основе убедительности этих результатов, область в настоящее время направила свои усилия на развитие производства энергии, используя альтернативные возобновляемые энергетические источники во всех их формах. Ряд предпроектных исследований, осуществленных с помощью Европейской комиссии (программы «ВАЛОРЕН» и «ОЛТЕРНЕР»), показали, что существует реальный потенциал для развития возобновляемых энергетических источников в Мелоу. На основе этого, был разработан проект поддержки использования возобновляемых энергетических источников, называемый «Парк Мелоу выступает за возобновляемые энергетические источники». Проекта осуществляется, прежде всего, с помощью Европейской комиссии.

Деятельность парка затрагивает четыре основные темы:

• Создание информационного центра по возобновляемым энергетическим источникам, открытого для широкой общественности, специалистов, представителей промышленности, школ, и т.д.;

• Поддержка использования возобновляемых энергетических источников. Планы охватывают адаптацию новейших технологий и систем к условиям Ирландии:

• Разработка демонстрационного проекта в Мелоу в качестве иллюстрации практической пользы от использования возобновляемых энергетических источников в различных сферах (хозяйство, промышленность, торговля);
• Стимулирование промышленности посредством поддержки производства деталей и систем оптимального использования возобновляемых энергетических источников.

Ожидается, что вложенные в проект усилия отразятся по всей Ирландии не только с точки зрения охраны окружающей среды, но и с точки зрения экономического и социального воздействия проекта. Количество населения, которое воспользуется выгодами проекта – 700 000 человек.


1.5. КАК УКРАИНСКИЕ МУНИЦИПАЛИТЕТЫ ВЫПОЛНЯЮТ СВОИ ФУНКЦИИ

Вопреки трудностям переходного периода, украинские муниципалитеты осуществляют почти все свои основные функции, аналогичные тем, которые выполняют муниципалитеты развитых европейских стран. Наряду с этим, они сталкиваются с теми же самыми препятствиями в осуществлении своих функций, что и западные города. Нет в мире муниципалитета, для которого наличные финансовые средства могли бы быть достаточными для реализации своих планов и намерений. Нет муниципалитета, который бы не стремился к сокращению расходов и улучшению качества услуг, предоставляемых своим жителям. В различной степени Украинские муниципалитеты выполняют и основные свои четыре функции в энергетическом секторе.

1.5.1. Муниципалитет как потребитель энергии

Это самая развитая функция украинских муниципалитетов в энергетическом секторе. Они управляют всеми характерными видами общественных зданий, по примеру своих западных коллег, и осуществляют основной спектр энергетических услуг. Вот почему, каждый шаг к повышению эффективности потребления энергии является полезным и оправданным. Это та сфера, в которой существует самый большой потенциал для экономии энергии, а результаты имеют значительные экономические и социально-психологические последствия. Деятельность по повышению эффективности при потреблении энергии относительно легка для реализации. Значительный масштаб осуществления этих мер является предпосылкой для создания новых рабочих мест. Экономия энергии конечными потребителями в муниципальных объектах может в значительной мере облегчить задачу муниципальных бюджетов и стать предпосылкой для снижения цен и для повышения качества услуг, которые муниципалитет предлагает населению. Если данная функция муниципалитета будет активизироваться незамедлительно, в каждом Украинском городе могут быть достигнуты видимые положительные результаты в энергетическом секторе и в области охраны окружающей среды.

Одной из областей, в которых украинские муниципалитеты не имеют никакого опыта, является системное и целенаправленное наблюдение и сбор информации об энергопотреблении в отдельных объектах конечного потребления, чьи энергетические расходы ложатся на плечи муниципального бюджета. Из-за этого, они не располагают надежной информацией о реальном состоянии этих объектов и о потенциале их энергетической эффективности.


1.5.2. Муниципалитеты как регуляторы и инвесторы

Более всего эта функция проявляется через планирование и устройство территории муниципалитета и осуществляется посредством планов по обустройству территории, а также градостроительных и транспортно-коммуникационных планов. Территориальное и транспортное планирование существенно влияет на уровень потребления энергии, несмотря на то, что эта его роль недостаточно знакома и иногда пренебрегается. Так, например, подходящим зонирование и распределением площадей, оптимальной организацией транспортно-дорожных коммуникаций можно существенным образом повлиять на количество и продолжительность трудовых и нетрудовых поездок, а также на перевозку товаров и других грузов. Это напрямую влияет на объем расходов энергии и топлива. Функция регулятора может осуществляться муниципалитетом через местные нормативные акты и распоряжения. Самое прямое влияние муниципалитет осуществляет через инвестиции в меры по повышению энергетической эффективности.

Данная функция характерна для каждого украинского муниципалитета. К сожалению, энергетические и экологические компоненты генеральных планов городов, программ по благоустройству территорий, транспортно-коммуникационных схем не всегда соблюдаются на необходимом уровне. Часто многие управленческие решения принимаются без учета энергетических последствий, а также их влияния на окружающую среду. В большинстве случаев, это является результатом недостаточной информированности, отсутствия надлежащей практики в стране или неправильного определения приоритетов муниципальной политики. Вот почему, в этой области необходимо провести значительную работу по приобретению необходимых знаний и умений муниципальными руководителями и специалистами. Только тогда они будут в состоянии проводить правильную энергетическую и экологическую политику.


1.5.3. Муниципалитет как источник мотивации

Это одна из недостаточно хорошо развитых функций украинских муниципалитетов. В западных странах приобрели популярность так называемые «программы поддержки», посредством которых центральные и местные власти стимулируют определенное общественно-полезное поведение. В энергетическом секторе муниципалитеты осуществляют такие программы как, например: поддержка использования энергоэффективных ламп, использование общественного транспорта за счет частного, раздельный сбор отходов, с учетом использования некоторой его части для производства энергии и т.д. Программы поддержки, которые могут быть основаны как на материальных, так и на моральных стимулах, имеют обычно широкий общественный резонанс и положительный эффект. Данная форма стимулирования содержит значительный потенциал и заслуживает специального внимания, несмотря на то, что до настоящего времени она пренебрегалась украинскими муниципалитетами.

В соответствии с новым законодательством в области местного самоуправления, муниципалитеты приобрели больше прав и ответственности. Несмотря на то, что многие считают, что украинские города далеки от самостоятельности городов в западноевропейских странах, можно ожидать, что в последующие годы станет необратимой тенденция к расширению полномочий местной администрации. Вот почему управленческая стратегия каждого муниципалитета должна учитывать эту перспективу. Можно, также, ожидать, что возможности муниципалитетов для оказания стимулирующего воздействия на определенные виды деятельности будут увеличиваться. Через местные налоги и тарифы, цены на услуги, информационные, образовательные и другие кампании, соревнования, почетные и материальные награды, классификацию изделий, зданий или потребителей и т.д., муниципалитеты смогут располагать практически неограниченным набором возможностей для поддержки эффективного энергопотребления, сокращения вредных выбросов и других общественно полезных действий.


1.5.4. Муниципалитеты как производители и поставщики энергии

Украинские муниципалитеты осуществляют эту функцию в относительно ограниченных рамках. Значительно выше роль муниципалитетов в производстве и поставке тепла. Теплофикационное предприятие во Львове является собственностью муниципалитета. Это означает, что муниципалитет полностью несет ответственность за производство, транспортировку и распределение тепла в городе, одновременно продавая национальной энергетической системе и произведенное предприятием электричество. С предстоящей реструктуризацией собственности на теплофикационные предприятия в стране возрастет роль муниципалитетов в их управлении. В ряде общественных зданий (больницы, школы) отопление обеспечивается собственными отопительными установками или через расположенные вблизи районные отопительные станции, принадлежащие, чаще всего, промышленным предприятиям. Процесс производства на некоторых теплоцентралях основывается на комбинированном цикле (одновременное производство тепла и электроэнергии), что на практике означает, что на территории муниципалитетов производится и электроэнергия. Постепенно роль муниципалитетов в производстве и транспортировке электроэнергии возрастет. Важным сигналом для этого является и обособление региональных энергетических предприятий по транспортировке и распределению электроэнергии. Этим начинается процесс децентрализации в электроэнергетике.

В то же самое время, использование возобновляемых энергетических источников всецело в компетенции и возможностях муниципалитетов. Расширение и применение возобновляемых энергетических источников (солнце, ветер, вода, биомасса), утилизация отходов и их использование в качестве энергетического источника, строительство малых станций с комбинированным циклом, утверждение независимых производителей энергии (НПЭ) дополнительно расширит возможности муниципалитетов влиять на производство энергии. Вот почему, энергетические стратегии Украинских муниципалитетов должны учесть и возможности в будущем рассчитывать на новые энергетические источники местного значения и повлиять на собственное энергоснабжение.

Несмотря на то, что украинские муниципалитеты играют ограниченную роль в производстве, транспортировке и распределении энергии, они могут положить основы интегрального планирования в энергетическом секторе на своих территориях. Они имеют реальную возможность влиять на производство и поставку тепла, управлять потреблением энергии, активизировать остальные две функции муниципалитета – регулятора и инвестора и источника мотивации для более эффективного использования энергии. Для осуществления этих функций необходимо обеспечить следующие условия:

• общее видение проблемы эффективности энергетической системы на территории муниципалитета и ее воздействия на окружающую среду;
• изучение потенциала экономии энергии, который содержится в энергетической системе муниципалитета на всех его этапах – потребление, производство и распределение энергии;
• наличие средствами для измерения воздействия муниципальной политики повышения энергетической эффективности на состояние энергетической системы и на окружающую среду. Необходимо, также, располагать возможностями наблюдения, анализа и контроля (мониторинга) над вышеуказанным состоянием на протяжении всего времени.

Источник: http://uneec.lviv.ua